+7 (921) 998-08-19  

Йога, как средство развития себя в медиа-бизнесе

Статья была написана для сайта о жизни печатных СМИ, поэтому примеры взяты из медиа-жизни. Но текст будет полезен и тем, кто трудится в других отраслях бизнеса.

Мудрость древних индусов питала творчество многих мастеров слова, вдохновляла идеологических лидеров разных эпох и поколений. Попробуем соотнести наследие «Вед» с практикой современного медиа-бизнеса и отыскать что-нибудь полезное для жизни представителей «четвертой власти».

Манускрипты
«Библия» йоги - трактат «Йога-Сутры» предлагает начинающему адепту восемь направлений саморазвития:

  1. Яма*– этика, соблюдение общих нравственных требований;
  2. Нияма* – эстетика и гигиена тела, самопознание;
  3. Асана* – физические упражнения для здоровья;
  4. Пранаяма* - управление дыханием и обретение спокойствия духа;
  5. Пратьяхара* - обуздание чувств, поддержание эмоционального равновесия;
  6. Дхарана* – концентрация, целенаправленное сосредоточение ума;
  7. Дхьяна* – медитация, вдохновенное счастье;
  8. Самадхи* - экстаз просветления.

*Здесь и ниже санскрит

«Восток – дело тонкое…», но кто готов экспериментировать – читаем и тренируемся.

Этика («Яма»)
Принципы цивилизованного бизнеса близки заповедям йоги. Не дави, насилие нынче не в моде. Не присваивай чужого – даже там, где не справляются юристы, собственность под защитой законов совести. Избегай крайностей, умеренность – основа легкой жизни и душевной гармонии. Не лги и будь открыт, ибо сегодня информацию легко проверить. Тактическая неискренность может обернуться серьезным стратегическим проигрышем.

Медиа-жизнь: Глянцевая газета о светской и культурной жизни города соблазняет рекламодателей – рестораны, клубы, бутики – заказными публикациями. Постепенно меняется образ издания. Зеркало «состоятельных интеллектуалов» превращается в странноватый «шоппинг-гид». Увы, целевую публику откровения бутиков не интересуют, а без нее рекламодателю на самого себя в газете любоваться накладно. Издатели спохватились, когда упал востребованный тираж, и газета перестала быть нужной клиентам как рекламоноситель. Несколько лет ушло на восстановление доверия обманутой в ожиданиях читательской аудитории и возвращение рекламных бюджетов.

Тренируемся в доверии

Эстетика («Нияма»)
Проверенное веками искусство йоги учит здоровью, гигиене, трезвости, простоте и ясности. Опять же, без принуждения, небыстро и осознанно. Йоги, редко жалуются, что им не отказаться от излишеств. Не надо бросать все и сразу. Радость от физических и дыхательных упражнений быстро становится эффективной заменой для тех, кто считает последствия сидячего образа жизни и неполезные привычки неэстетичными.

Медиа-жизнь: Типичный способ «борьбы с курением» – запреты и специальные помещения для вдыхания дыма. В редакции областной газеты мы впервые в жизни увидели «комнату отдыха для НЕкурящих» с теннисным столом, уютными диванчиками - очень по йоговски. Зачем запрещать нежелательное поведение, если так просто поддержать нужное?

Тренируемся в «полезных привычках»

Физкультура («Асаны»)
Тот, кто видел, как поклонники Шивы изящно завязывают себя в немыслимые узлы, и решил, что это не для простых смертных, может успокоиться. Многозначительное сидение в лотосе ничего общего не имеет с реальной практикой йоги и годится только в качестве шоу для «непосвященных». Мастера не ищут эпатажных эффектов, и новичков предостерегают от риска травмы. Атрибутика нужна для имиджа и в йоге, и в управлении, но избыток вычурности и блеска может маскировать дефицит квалификации. Хороший инструктор не позволит Вам выполнять рискованные упражнения и обязательно предложит индивидуально-адаптированный вариант нагрузки. Не пугайтесь, если вдохновитель сам не удержится от демонстрации вершин своего замысловатого искусства. Помните, что гипер-гибкость развивается в терпеливом освоении промежуточных, подготовительных шагов.

Медиа-жизнь: Принимая на работу дизайнера или фотографа можно выбрать кандидата с портфолио поэффектнее, но для регулярной конвейерной работы в газете просто грамотный оформитель надежнее. Так и в йоге. Лучше начинать с простого. 2-5 минут гимнастики в течение КАЖДОГО часа эффективнее, чем героический трехчасовой поход в фитнес-зал раз в неделю или «день физкультурника» раз в год.

Тренируемся в здоровье

Дыхание («Пранаяма»)
Дыхание – ключ к эмоциям и движениям души. Нужно быть предельно бережным и осторожным. Как с вдохновением – оно тоже от слова «вдох». Дышать всегда ровно не может никто, но понаблюдать, как это бывает можно. Активно вмешиваться в деятельность вегетативной системы до освоения физических упражнений и консультации с инструктором не стоит – при видимой простоте, чревато серьезными нарушениями. Медиа-жизнь: Непрофессиональное вмешательство в медиа-процесс неизбежно ведет к осложнениям. У вас не водятся рекламисты, желающие «поучить» редакцию?! Или журналисты, готовые блеснуть копирайтом за разумную цену!?! Если не встречали ньюс-мейкеров или рекламодателей, которые лучше редактора знают, каким следует быть изданию, похоже, Вы не из медиа-среды.

Тренируемся вдохновением
Закройте глаза на несколько секунд и просто понаблюдайте за своим дыханием. Ничего не надо менять. Только наблюдайте, возможно, этого будет достаточно, чтобы оно выровнялось.

Чувства («Пратьяхара»)
Это самое трудное. Конфликтная, конкурентная и агрессивная бизнес-среда постоянно требует энергетического напора и выдержки. Придется овладевать чувствами. Даже если пещерный йог сообщит вам, что он не переживает гнева и смятения, не смущается и любит всех – не верьте! Что уж говорить о менеджерах.

Медиа-жизнь: Даже неискушенный в издательском деле человек, ведомый сильным порывом вдохновения, может создать стихотворение, рассказ или картину. Журналисту, копирайтеру, художнику это нужно делать каждый день в определенном объеме и в срок. Любому свойственно переживать радость и печаль, раздражение и успокоение. Но управленцу и продавцу рекламы необходимо уметь вызывать эти чувства у себя и других, в силу профессиональных обязанностей. Подчиненный «должен» обрадоваться дополнительной нагрузке, иначе работа не будет выполнена качественно и в срок. Клиенту позволительно «успокоится» только оплатив счет и подписав новый контракт. И лидеру, и команде следует «раздражаться» в адрес нарушителей дисциплины, и нельзя не «огорчаться» невыполнению плана.

Тренируемся в самочувствии

Концентрация («Дхарана»)
Идеология управления – достижение или поражение целей, даже терминология военная. Любопытно, что литературный сюжет древнеиндийского эпоса «Бхагавад-Гита», где сформулированы принципы йоги, тоже посвящен войне. Только, в отличие от бизнеса, победа или поражение, трон или смерть ждет героя - на то воля богов. Задача воина – сражаться, и в этом суть йоги. «Ядерусьпростопотомучтодерусь». Видимый результат не так уж и важен. Это не значит, что освоение нового не приносит радости. Удовлетворение – сам путь, движение к мечте. А цель, как цветок на обочине – полюбовался и дальше. Нет цветка - все равно, иду и приветствую то, что встречу. Приобретенный и присвоенный опыт важнее достигнутого. Любой менеджер знает, что серьезную задачу надо разбить на небольшие, но регулярные шаги, «привязать ко времени» и ежедневно фиксировать продвижение, корригируя процесс. Тогда цель «заземляется», становится достижимой. Ненасилие, уважение к реальным возможностям, выполнимость действия, - базовые принципы йоги.

Медиа-жизнь: Что нужно сделать, чтобы увеличить продажи? Конкретизируем цель – кому продаем, сколько, за какой период. Намечаем базу клиентов и ответственных менеджеров. Делаем определенное число звонков и встреч. Анализируем отказы и пожелания. Корректируем коммерческие предложения и идем снова. И так далее по циклу. Где тормозит, дробим задачу еще мельче. Сплошные отказы – учимся находить контакт и выявлять потребности. Клиент не признается, что хочет - тренируемся входить в доверие, грамотно формулировать вопросы, вовремя брать паузу и выслушивать ответы. Даже самый большой пирог можно съесть, разделив на части - не в одиночку, так за компанию.

Тренируемся в «поедании пирога»

Медитация («Дхьяна»)
Когда Вы поглощены вдохновением, процессом движения к цели, объяснять уже ничего не нужно. Все приходит само собой - люди, события, время. Ситуации «магическим» образом организуются и разрешаются. Сначала это кажется чудом, потом удивляться перестаешь и привыкаешь. Ошибка – перестать ценить эти ежедневные, ежесекундные волшебства. Медитация – это когда мы просто есть, и готовы к счастью. Миг, секунда, минута…, потому что оно – счастье - «сей час есть». Оно всегда приходит неожиданно, даже если мы готовились, ждали, старались. И незаметно блекнет, становится обыденным.

Йога-жизнь: Путник шел по горной тропе и вдруг увидел йога. Тот парил над пропастью, скрестив ноги в воздухе, и читал книгу, одной рукой придерживая себя за куст. «Значит, правду говорят, что йоги умеют летать?» - воскликнул изумленный путник. Йог отпустил куст, освободившейся рукой медленно перевернул страницу и ответил: «Врут!»

Тренируемся в счастье
Вспомните, как долгожданное событие свершилось в первый раз. Не важно что – Вы вдруг получили работу, о которой мечтали так долго, или впервые улыбнулся ваш ребенок. Вы вдохнули запах пилотного номера своей газеты или журнала, взяли первый в жизни контракт или интервью. Главное – это, наконец, случилось! Позади – целая жизнь ежедневных, ежеминутных маленьких шагов и усилий, которые привели к цели. Переживите это состояние в памяти еще раз. Только не долго.
Впереди еще много других!

Просветление («Самадхи»)
Если верить древним эзотерическим текстам, даже тем, кто дочитал до этого места, не под силу самому открыть тайну Самадхи и пережить состояние священного, божественного экстаза. Говорят, те, кто достиг, уже ни о чем не тревожаться и не надеются, не могут радоваться и страдать, разочаровываться и воодушевляться. Вам это действительно нужно? Если нет, тогда не будем торопиться. Есть еще семь упомянутых выше компонентов и несколько десятков лет на их освоение. Согласно вере древних индусов можно растянуть удовольствие даже на несколько жизней. В этом великий парадокс йоги – поглощенность и непривязанность к пути одновременно. Опытные учителя иногда шутят: «Если вы еще можете не заниматься йогой, не занимайтесь!»

Медиа-йога-жизнь: Метафора «самадхи» близка судьбе медиа-человека – действовать в неопределенности, видеть иллюзорность и отсутствие плодов нелегкой работы, утешаться маргинальным равнодушием к власти и успеху. Просветление иллюстрирует и облегчает искусство «умирать» - закрывать неудачные, исчерпавшие себя и обреченные проекты. Менеджеру приходится быть правдивым и жестоким, принимать на совесть рискованные и заведомо «убийственные» решения. Будить живые побуждения людей для реализации бессмысленной «социальной миссии». Экзистенциальные ценности йоги – неплохая защита «поколения пи» от кастового снобизма и профессионального сгорания.

Упражняться не нужно. Просветление, увы, необратимо и трудно лечится. Мистический опыт – событие ресурсное, но таинственное, и гоняться за ним не стоит. Для живого и душевно-здорового человека странно не печалится утрате и не быть счастливым от подлинного успеха!

Об авторе: Юлиана Жаворонкова - эксперт по менеджменту СМИ, бизнес-тренер, психолог, мастер йоги. Опыт преподавания йоги 12 лет: www.studioyantra.ru




вернуться назад