+7 (921) 998-08-19  

Несколько секретов удачного интервью

Опубликовано в газете факультета журналистики СПбГУ по итогам тренинга для журналистов.

 

Готовьте сани
Поставьте цель и обдумайте список вопросов для начала беседы. Решите, что вы обязательно хотите выяснить или уточнить. На интервью будьте внимательны, чтобы заготовки не помешали естественному ходу разговора. Важно поддержать развитие мысли собеседника, и не пропустить информацию более актуальную и значимую, чем та, что вы готовились получить до встречи. Помните, что живой человек всегда отличается от наших представлений о нем. Чувствительность к неожиданным деталям сделает ваш материал сочным и нешаблонным. Чтобы не дать увести себя в сторону, все время помните о цели – какую пользу извлечет аудитория, как материал будет соотноситься с концепцией медиа-носителя и какой эмоциональный резонанс может вызвать.

Дорого внимание
Настройтесь доброжелательно. Даже если вы берете интервью у маньяка. Перед вами он в облике человеческом – аудитории наверняка интересны его мотивы и аргументы. Чтобы интервью не превращалось в допрос, а переживалось как увлекательная беседа, полезно научиться приемам вербальной поддержки разговора. Например: выбираете из текста вашего собеседника несколько ключевых слов, повторяете их и даете короткий комментарий, прежде чем задать следующий вопрос. Это поддержит взаимопонимание и реальное ощущение, что общаетесь на одном языке. Главное – не увлечься, чтобы не поменяться ролями… Ходом диалога управляет тот, кто спрашивает. Избегайте альтернативных вопросов «… или…?», а также тех, на которые можно ответить «да» или «нет». Лучше поинтересоваться мнением собеседника. Запомните волшебную фразу «А еще…?»

Слышали звон
Журналистам необходимо добывать текст. Аудиторию СМИ интересуют факты и свидетельства очевидцев. Но в контексте душевных переживаний респонденту не всегда легко описать реальные события на языке печатных символов. Будьте терпеливы и помогайте собеседнику выразить опыт словами. Только не нужно придумывать и говорить за него. Главный инструмент интервьюера – пауза. Просто поддержите процесс вербализации мысли деликатными жестами, внимательным участием, и нужный вам текст обязательно появится. Если эмоций явно больше, чем фактов, разумно собрать информацию о событии от нескольких участников. Это сделает картину живее и достовернее. Для журналистов качественных СМИ несколько точек зрения в одном материале обязательны. Попросите собеседника порекомендовать вам других ньюс-мейкеров, которые разбираются в нужной теме. Не поленитесь разыскать тех, о ком отзывы были нелестными. Результат может вас приятно удивить.

По секрету всему свету
Не включайте запись с первых слов. Дайте собеседнику настроиться, собраться с мыслями. И не торопитесь уходить сразу после того, как выключили диктофон или камеру. В эти моменты есть шанс услышать главное. Человек расслабляется и сообщает искренне то, что не решался высказать в микрофон. Попросите повторить важную мысль еще раз, но уже под запись. Обычно, соглашаются. Если предусмотрительно оставите запас времени, можно использовать этот прием не один раз. Предложите собеседнику самому задать вам вопросы. Это помогает уменьшить напряжение и недоверие неразговорчивых персонажей. После искреннего и КРАТКОГО ответа вновь перехватывайте инициативу и спрашивайте сами.

Злоба, что лед - до тепла живет
Тому, кто считает вас навязчивым и не соглашается быть открытым, заботливо дайте понять, что вам, в любом случае, придется освещать событие. Отказ от интервью – красноречивый факт, тем более, оглашенный публично. Объясните, что собеседнику выгоднее делиться информацией, чтобы избежать ошибок и неполноты в комментариях. Для подозрительного респондента интервью – это способ повлиять на результат работы журналиста - поддержите значимость мнения информатора. Напомните о важной для него целевой аудитории и гражданской позиции. Искренность и почтительная корректность помогает в работе со звездами и авторитетами. Чаще произносите имя собеседника – это лучший способ удержать внимание и доверие. Даже равнодушная к славе и мнению масс персона может согласиться на интервью из личной симпатии к Вам.

Лжи во спасение не бывает
Маловероятно, что конечный вариант статьи или передачи будет идентичен сделанной вами записи. Опубликованный или пущенный в эфир материал всегда меньше добытого. Придется манипулировать фрагментами с учетом специфики медиа-носителя, требований редактора, формата рубрики. Это может существенно исказить мысль, которую пытался донести собеседник. Убедитесь, что респондент не возражает против скомпонованных в единую цитату фраз. Печатному слову верят больше, чем высказанному. Обязательно согласуйте цитаты перед публикацией. ВСЕГДА. Текст, взятый в кавычки как прямую речь, никогда не меняйте после согласования. Даже, если вам кажется, что «исправления» не повлияют на смысл. Это поможет сохранить собственную репутацию, поддержку информаторов и доброжелательное отношение к медиа-носителю, который вы представляете.

Об авторе: Юлиана Жаворонкова - эксперт по менеджменту СМИ, бизнес-тренер, психолог. (Опыт работы в медиа-бизнесе – 20 лет. Долгосрочные проекты: «Деловой Петербург», «Мой Район», «Комсомольская Правда», «АиФ», «Балтийская Медиа Группа», «Бюллетень Недвижимости», «Собака.Ру», «Я покупаю» и другие).




вернуться назад